Андрей (skitalets) wrote,
Андрей
skitalets

Три часа в Стамбуле

В период отроческого сумбура в голове и увлечения Балканами я очень любил читать романы Милорада Павича. И еще тогда заметил, что двумя главными героями его произведений являются Белград и Константинополь (он же Стамбул). В Белграде я уже был три раза, а вот Стамбул все как-то не попадал в поле зрения.

Оказия случилась внезапно - поскольку в рамках учебы я работал над проектом, в котором участвует турецкая компания, мы поехали делать двухдневный семинар в этот замечательный город. Естественно, я не мог не сбежать из офиса, чтобы за пару часов пробежаться по ключевым местным достопримечательностям.



Реальный Стамбул очень похож на Баку в роли Стамбула в фильме "Бриллиантовая рука". Перепады высот, брусчатка, узкие улицы и веревки с бельем. И очень много людей и машин.





Как и Рим с Москвой, Стамбул стоит на семи холмах. На одном из них высится башня Галата, построенная еще в 14 веке генуэзцами. Наверху есть смотровая площадка, ресторан и ночной клуб с танцами живота.



В Стамбуле можно очень хорошо и недорого поесть. Разнообразие - от очень гламурных ресторанов до уличных лотков. Качество везде отличное.



Это галатский мост - на нем снимали одного из Джеймсов Бондов и много рыбаков с удочками. Они паркуют машины прямо на мосту за спиной, преумножая и без того огромные пробки.



В Стамбуле куда ни посмотри - везде старина. Большую часть стены, которая когда-то опоясывала город, даже не восстанавливают. А во многих местах органично вписывают в нее свой самострой.



Само собой, надо было идти в Святую Софию, которая является то ли музеем, то ли православным храмом, то ли мечетью.



Построенная в 6 веке, Святая София долгое время была крупнейшим христианским храмом в мире. А потом пришли турки и в 1453 году захватили Константинополь. Москва унаследовала у Византии шапку Мономаха, двуглавого орла, православие и убеждение, что она является третьим Римом. А Святая София была превращена в мечеть. К ней заботливо пристроили минареты и мощные контрафорсы, изменившие облик здания.



Знаменитый поэт Иосиф Бродский ласково писал: "Стамбульские мечети - это Ислам торжествующий. Нет большего противоречия, чем торжествующая Церковь, - и нет большей безвкусицы. Мечети Стамбула - это гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа. Их плоские, подобные крышкам кастрюль или чугунных латок, купола, понятия не имеющие, что им делать с небом: скорей предохраняющие содержимое, нежели поощряющие воздеть очи горе."



Внутри собор, конечно, поражает. В голове не укладывается, как это могли построить в 6 веке, и какая масса камней нависает над тобой в этом огромном куполе.



Вес прямо-таки физически ощущается.



Сложно сказать лучше, чем классик, так что просто вспомним, как там было у Павича: "Он поднялся мощеным переходом наверх и с балкона и галереи Храма оглядел открывшийся перед ним простор, похожий на площадь за девятью вратами..."


"...Потом он обошел крытые галереи, где его встречали, поблескивая в темноте, глаза не до конца еще облупившихся мозаик..."





"...С них смотрели лики Христа..."



"...и Богородицы..."



"...а рядом или прямо на них были прибиты обтянутые кожей доски с сурами из Корана, которых он не мог прочитать, потому что не знал грамоты."



"Тысячи лампад мерцали глубоко внизу над плитами церкви, и казалось, что глядишь на ночное звездное небо сверху, как Бог, а не снизу, как обычно..."



"Он спустился не спеша, велел, чтобы ему привели высокого, самого высокого в Стамбуле, верблюда, и потребовал, чтобы десять тысяч строителей собрались в названный день внизу, возле ипподрома, который здесь называют Атмейдан..."

Речь в этом отрывке идет о строительстве "голубой мечети", к которой мы еще вернемся, а пока что просто посмотрим на оставшиеся фотографии.



Мозаики в Софии сохранились лишь чудом. Турки не стали их разбивать, и лишь положили поверх слой штукатурки. Сейчас их постепенно отчищают.



В исламе запрещено изображать людей и животных, поэтому все стены и потолки были покрыты узорами. Что под ними - никто не знает.



Может быть, очередная Богородица...



...или очередной император.



Турецкие власти испытывают жестокий прессинг со стороны как православных, так и мусульман, которые хотят закрыть музей и снова сделать его храмом. Пока что это не получается, и храм ежегодно посещают сотни тысяч туристов.



...что хорошо для их духовного развития и Instagram'а



Напротив Софии - "голубая мечеть", или мечеть Султанахмета. Построена как "зеркало" Софии на месте бывшего императорского дворца и ипподрома.

Бродский продолжает:
"И если перо не поднимается упрекнуть ихних безымянных правоверных создателей в эстетической тупости, то это потому, что тон этим донным, жабо-и крабообразным сооружениям задан был Айя-Софией - сооружением в высшей степени христианским."



А Павич так описывал строительство голубой мечети в "Пейзаже, нарисованном чаем":
"И у Аллаха этот мир - первый опыт, - подумал зодчий. Каждую вещь на земле, чтобы сделать как следует, надо сделать дважды". Он снял обувь и вошел под огромный купол храма Мудрости... С того дня целых десять лет каждое утро он отправлялся к Святой Софии, измерял своими веревочками фундамент и стены, алтарь и клирос, окна, чашехранительницы и проскомидии, галереи для певчих и неф, паперти и портики, купола и двери."



В отличии от Софии, голубая мечеть является действующим культовым сооружением, поэтому туристов туда пускают только в определенные часы. Мне повезло, и я как раз попал в это время. У входа уже была длинная очередь.



Внутри - так же грандиозно и монументально.



Купол прекрасен.



В мечетях надо снимать обувь и везде ковры, поэтому внутри стоит довольно сильный специфический запах.



Если кому-то что-то непонятно, всегда можно спросить.



Макет мечети в Медине, одной из исламских святынь.



Внешнее убранство. Очень красиво.



И еще раз внутренний двор.



Последнее, что успели посмотреть - это знаменитая "базилика цистерна", в которой тоже снимали Джеймса Бонда, Индиану Джонс и еще множество фильмов.



По сути - подземный резервуар, которых раньше было построено великое множество для снабжения города водой в случае осады. Однако, не помогло.



По туристической легенде, рыбы были запущены для контроля чистоты воды.



А две медузы, использованные в основаниях колонн, были сняты с языческого храма. Христиане подпирали колонны канализации языческими богами, а мусульмане закрывали христианские мозаики сурами. Все по плану.



Наконец, египетский обелиск неподалеку. Самый древний кусок камня в Стамбуле, ему около 3500 лет. На самом обелиске выбиты иероглифы в честь солнца и кошек, а на пъедстале - барельеф съезда партии "Единая Византия" с национальным лидером во главе.



После этого пора было ехать на ужин. До места, куда пешком идти полчаса, на машине ехали сорок пять минут по диким пробкам. В итоге остановились и все-таки пошли пешком. Ну а, в целом, город понравился, несмотря на энтропию и траффик. Надо будет обязательно отдельно на несколько дней съездить.


Tags: город, турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →