Андрей (skitalets) wrote,
Андрей
skitalets

Военно-грузинская дорога и Казбеги. Тут живет красота.

Я люблю дороги. Где бы я ни был, я всегда беру машину и еду куда-нибудь. Только так ты можешь по-настоящему посмотреть, как живет страна, в которую ты приехал и увидеть то, чего не всегда могут увидеть люди из окна экскурсионного автобуса.

Одна из таких дорог, по которой мне всегда хотелось проехать – это Военно-Грузинская дорога в Грузии. И даже несмотря на страшное название, многократно сублимированное новостными агентствами, это именно то самое интересное и красивое, из-за чего Грузия попала на первое место моего топ-листа путешествий.

ВГД формально соединяет Владикавказ и Тбилиси, и строить ее начали еще в конце 18 века, после подписания в 1783 году Георгиевского Пакта о протекторате Российской Империи над Грузией. Одновременно была основана крепость Владикавказ, а движение по дороге открылось в 1799 году.

Долгое время ВГД оставалась единственным путем из России в Грузию и вообще на Кавказ. Два других – через Абхазию и Дагестан были более опасны и ненадежны. И лишь в советские времена был пробит Рокский тоннель, ныне связывающий Северную и Южную Осетию и благодаря которому осуществляются все эти военно-политические игрища. Говорят, что еще один глобальный тоннель, из Грузии в Чечню, так и не был завершен – помешала Перестройка и развал СССР. В настоящее время попасть в Грузию по ВГД невозможно – Россия закрыла КПП со своей стороны в 2006 году под предлогом ремонта, который продолжается до сих пор.

Так или иначе, наш путь лежал из Тбилиси в Казбеги, что на самой границе с Россией. Сначала дорога идет по берегу реки Арагви, затем поднимается в горы, минуя известный горнолыжный курорт Гудаури, переваливается через хребет на перевале Джвари («Крестовый»), и вдоль Терека спускается в Дарьяльское ущелье.

Первое, куда можно заехать, выезжая из Тбилиси – это Мцхета и монастырь Джвари – отсюда начиналось Грузинское государство и распространение в стране христианства.

Храм Джвари был построен в 6 веке на том самом месте, где воздвигла свой первый крест Святая Нино. Благодаря ее трудам Грузия, стала вторым государством в истории, где христианство стало государственной религией (после Армении, естественно).

В монастыре служит очень энергичный священник, который сразу же вступил с нами в теологическую беседу, взявшись доказать существование Бога. При чем пошел от противного, прося нас показать то гравитацию, то радиоволны («Гравитацию покажжи, а?... не получается? Так же и Бог – есть, но не виден!») При чем бросать предметы и прыгать было бесполезно – надо было показать саму гравитацию и как она выглядит. После этого собеседник рассказал нам всю историю крещения Грузии в лицах, улыбнулся, глядя на мой объектив («Хороший бинокль, да!»), попрощался, сел на старый «Мерседес» и поехал по своим конфессиональный делам в Тбилиси.

Монастырь стоит на высокой скале, с которой прекрасно видно воспетое Лермонтовым место:

Немного лет тому назад
Там, где сливаяся шумят
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь...

Памятник поэту до сих пор стоит на ВГД и содержится в полном порядке. Упоминаемый монастырь – это, видимо, Светицховели – духовный центр страны (на фото от слияния рек по диагонали слегка вверх и вправо). Там, по преданию, хранится одна из множества риз Христовых, принесенных с Голгофы грузинским евреем Илией, который купил его в Иерусалиме у одного из римских солдат. Когда он приехал в Мцхету, его сестра, взяв ризу в руки, тут же умерла от снизошедшей на нее неземной благодати. Затем прямо из ее могилы вырос явно чудесный кедр, после чего и было решено поставить храм.

В общем, место интересное, но весьма исхоженное туристами, поэтому едем дальше.

Обязательное место остановки – это крепость Ананури, стоящая на берегу живописного Жинвальского водохранилища. Там тоже есть очень долгая история созиданий и разрушений, но в любом случае и место, и церковь прекрасны. А внутри, в отличие от более туревых мест, везде можно походить и полазить.

Рядом находится огромный мост, построенный уже в советское время и с которого вид на крепость тоже весьма хорош (а с крепости - на него)

Но даже несмотря на все технологические новшества, грузинские дороги все равно остаются грузинскими – со всем их колоритом и пробками.

Дорога очень долго идет вдоль Арагви, и набор высоты начинаешь замечать уже не только приборами, но и своими ушами – постепенно их то закладывает, то отпускает. А когда, наконец, видишь перед собой Большой Кавказский Хребет, внутри что-то сжимается от понимания того, насколько человек все-таки маленькое и беспомощное существо.

Проезжаешь известный горнолыжный курорт Гудаури, который летом пуст и наполнен строительной пылью, а подъемники уныло стоят на лысых горах.

Потом видишь знаменитую Арку Дружбы, которая была поставлена в 1983 году в честь 200-летия уже упоминаемого Георгиевского Пакта. Изумительный памятник советской эпохе, иллюстрирующий всю историю Грузии на огромном мозаичном панно.

А вид от нее – один из самых красивых на свете.

Там понимаешь, что значит фраза «смотреть на мир свысока».

Где-то в районе Гудаури нами была куплена самая вкусная чурчхела за всю поездку. После жесткого каучука, который выдается за чурчхелу в Москве, удивляешься тому, что воноградный сироп в ней может быть мягким, как желе, и таким ароматным.

Практические после арки будет Крестовый Перевал, названный так после того, как в 1824 году на высоте 2379 метров там был поставлен знаменитый камень, мимо которого проезжали уже упоминаемые тут и в других рассказах Пушкин, Грибоедов и Лермонтов. Примерно отсюда Арагви течет на юг, а Терек – на север.

Помню, в детстве у нас была присказка «погода, как в Грузии», и обозначала она резкую смену дождя на солнце, холода на жару. Всегда удивлялся тому, откуда она взялась, но во время поездки по ВГД понял. Погода менялась с какой-то космической скоростью – по Ананури гуляли в майках, потом начались полосы дождя, потом, наверху, попали в ледяной ветер, потом увидели снег.

А потом появилась совершенно великолепная радуга. И теперь я точно знаю, что под радугой можно проехать.

На фотографии выше отлично видно и качество дороги. Если бы не «Нива», то не доехали бы мы до Казбеги. Да и за Тбилиси бы вряд ли выехали. Так что если отправитесь, то будьте готовы к тому, что ехать будете по серпантину, как будто только что пережившему ковровую бомбардировку, а сбоку будет обрыв до 500 метров глубиной. Также справа видна одна из противолавинных галерей, построенных пленными немцами после войны. Но летом все ездят не по ним, а объезжают по старой дороге. Как раз у обрыва.

И еще хорошо, что "Ниву" можно заправлять где угодно и чем угодно. А заправки местные действительно очень смешные. Есть даже местный Chevron (эта - одна из самых приличных, встреченных нами по пути). Обычно просто сидит дед у колонки советского производства со стрелочным счетчиком.

Местами горы окрашены в яркие цвета соляными источниками (слева еще одна галерея)...

...а кое-где все еще лежит снег

Спускаешься с Большого Хребта и оказываешься в большом ущелье. Это начало реки Терек - тут она еще тихая и спокойная.

Проехать чуть дальше - и видно маленькое селение Сиони, в котором на плоском "столе" стоит сторожевая башня и старая церковь.

Такие каменные башни раньше стояли по всему ущелью, и по ним предупреждали об опасности, зажигая огонь. Сколько их сейчас осталось – никто точно не знает. Мы видели две или три, и эта находится в самом хорошем состоянии.

Сложно передать всю радость, которую испытали люди в местной церкви, когда услышали, что мы из России. Сразу же начались расспросы, рассказы и даже маленькие подарки. А когда тебе нечего дать, как-то неудобно. Поэтому если поедете в Грузию, захватите хотя бы набор открыток – люди это очень ценят, и надолго запомнят ваш приезд.

Почти в самом конце ущелья находится Казбеги – небольшое селение, находящееся практически у подножъя горы Казбек. Вот тут нам не очень повезло с погодой, и Казбек мы почти не увидели, несмотря на то, он должен был быть первым, на что ты смотришь утром из своего окна. Удалось зацепить только кусок снежной шапки, и то на утро перед отъездом.

Здание на горе – это знаменитейшая Тцминда Самеба – церковь Св.Троицы. Описать всю ее красоту и гармоничность с окружающей природой у меня все равно не получится. Эпитеты банально кончаются.

Мы планировали дойти до нее пешком – при нормальной погоде это не так долго. Но зарядивший на целый день ливень спутал все наши карты, и пришлось ехать на машине. Сначала долго искали дорогу, потом долго месили грязь… В итоге поднялись наверх и с удивлением обнаружили, что то, что внизу было дождем, вверху превращается в самый натуральный снег.

Не так давно в отчете о Монголии видел фотографию, как выглядят там дороги в степи. Тут было что-то похожее.

Но церковь все равно великолепна, и дождь со слякотью лишь добавили своего особого колорита. По крайней мере, настроение у нас совсем не испортилось.

Есть такое модное слово сейчас – «место силы». Так вот, это как раз и есть такое самое место.

Дождь все только усиливался, и когда мы проехали дальше по Дарьяльскому ущелью до самой границы с Россией, я опять невольно вспомнил школьные уроки литературы – «величественная и грандиозная природа Кавказа сродни пламенной и страстной натуре Мцыри…».

Особенно когда смотришь на эту природу через объектив фотоаппарата....

...и от одного из самых высокогорных селений Грузии и Кавказа, Цдо. Справа река Терек (который тут уже действительно буйный), слева Военно-Грузинская дорога.

А тут Терек слева, а дорога справа

Когда дождь на минуту прекращался и тучи рассеивались, вдали, в небе, были видны силуэты далеких снежных вершин.

В Казбеги мы останавливались в частном доме у хозяйки Лелы. Редко встречаются такие люди. Она долгое время жила в Питере, и прекрасно владеет русским языком, крайне образована и интеллигентна. Мы были первыми русскими, кто приехал к ней за последние 10 лет. В ее потрясающе уютном доме мы ели домашние хинкали и хачапури, пили забористую чачу с местным альпинистом Вахтангом и учили правила застолья с гидом, джипером и просто замечательным человеком Алеко. И действительно чувствовали себя как дома.

Когда мы уезжали из Казбеги, у Лелы на глазах были слезы, и мы дали себе зарок обязательно сюда вернуться осенью, хотя бы на выходные. Чтобы наконец-то сходить пешком на Тцминду Самебу, увидеть Казбек и просто отдохнуть душой. Но война, которая случилась в августе 2008 года, испортила все наши планы.

Таких красивых мест, как в Казбеги и в районе Крестового Перевала, я больше нигде не видел. И хочется надеяться, что фотографии, несмотря на плохую погоду, передают хотя бы десятую часть того, что мы видели своими глазами.

Upd.: Поеду туда на майские 2010 г. Уже не терпится.