Андрей (skitalets) wrote,
Андрей
skitalets

Белое золото кантона Во

В Швейцарии куда ни ступи - везде есть какая-нибудь туристическая достопримечательность. Помимо раскрученных брендов, куда ездят туристы со всего мира, в каждом кантоне обязательно есть несколько "локальных" мест, куда местные ездят на выходных. При чем с каждым разом меня все больше удивляет способность швейцарцев создавать такие достопримечательности буквально на ровном месте.

Сегодня я покажу картинки из подземных соляных шахт в Бе (Bex), куда сегодня пускают туристов и где можно покататься на самом настоящем горняцком маленьком паровозе. Ну и, кроме всего прочего, там до сих пор добывают большую часть соли, которая стоит на прилавках швейцарских супермаркетов COOP и Migros.



Легенда гласит, что соль в Бе обнаружили еще в пятнадцатом веке, когда молодой пастух заметил, что козы пьют воду только из двух определенных горных источников. Он решил выпарить эту воду на костре, после чего на дне котелка остались белые кристаллы соли. Учитывая, что соль в те времена ценилась почти на вес золота, бернцы, которые владели этим регионом, сразу же начали промышленную добычу. В течение почти двухсот лет соль просто выпаривали, а в 18 веке горняки стали постепенно продвигаться вглубь горных пород, создавая подземный лабиринт галерей и просторных залов. За несколько веков шахты прошли через несколько периодов упадка и возрождения, и сегодня Бе – снова один из крупнейших поставщиков соли в швейцарские домохозяйства. А в уже выработанных залах и тоннелях сделан музей, куда можно попасть на настоящем шахтерском паровозике.

Вот так выглядит въезд в тоннель, по которому нам предстоит поехать.



А вот так выглядит паровозик, на котором происходит эта поездка. Высотой он менее двух метров.



Сначала всех посетителей проводят в огромный зал, где показывают научно-популярный фильм об истории этой шахты.



Тут же - экспозиция про эволюцию средств добычи: от кирки и тачки до современных буровых станков. Сегодня в породе бурят длинны скважины, а потом закачивают туда воду, вымывая назад раствор, насыщенный солью.



Под землей находится целый лабиринт. Суммарная протяженность подземных тоннелей составляет около пятидесяти километров, из которых для посещения открыта лишь малая часть. Есть просторные залы, длинные галереи и даже подземные озера с проложенными по ним мостками.



Время отправляться. В поезде самое хорошее место - снаружи с торца.



С него хорошо видно, как постепенно исчезает солнечный свет вдали.



В какой-то момент наступает почти полная темнота, а фонари появляются лишь не редких развилках.



Тоннель, по которому едет мини-состав, имеет длину полторы тысячи метров, а толщина породы над головой - около четырехсот. Внутри - настоящий город с лестницами, буровыми станками, системами жизнеобеспечения, шахтами... Экскурсия не для клаустрофобов.







Экспозиция по ходу маршрута рассказывает об истории бурения и добычи соли - от ломов и пороха до самых современных буровых технологий, заимствованных у нефтяной отрасли. Благодаря этим технологиям, в середине 20 века удалось вдохнуть новую жизнь в соляные шахты, и сегодня там добывается около сорока тысяч тонн соли в год. Это значит, что общих запасов месторождения два миллиона тонн хватит примерно на два века.







В некоторых залах подземного музея полностью воссоздан антураж прошлых веков. Там можно увидеть инструменты горняков, их транспортные средства, старые фотографии, фонари разных веков.







Гиды расскажут, как бурят скважины, закачивают туда воду, как потом выделяют из нее соль… Один из самых интересных экспонатов - натуральный воздуховод, сделанный из полых бревен лиственницы: в старые времена с помощью мехов по нему внутрь подавался кислород. На фото он справа.



Воздуховод опять справа, а слева система для подвоза бревен. Все очень продумано - посередине мужду двумя досками желоб, за который "крепится" вагонетка, что не позволяет ей сойти с этих "рельс".



Сегодня кислород поступает по современной системе вентиляции, а посетители имеют возможность попробовать вручную высверлить отверстие внутри лиственничного бревна.



Также в одном из залов можно взять в руки молоток и попытаться самому подолбить породу. Это помогает прочувствовать, что значит продвижение вглубь горы со скоростью всего лишь несколько метров в неделю. Из прочих бонусов - экскурсовод может показать, как горит метан, который скапливается в шахтах. Но бояться не стоит - пещеры оснащены датчиками и вентиляционными системами, которые делают посещение полностью безопасным.



Есть там даже свой конференц зал и ресторан, которые можно арендовать для различных мероприятий. Правда, воздух очень тяжелый и "соленый" - через час начинает побаливать голова.



Когда выбрались на солнце, с удовольствием вдохнул свежего воздуха. А по приезду домой сразу же проверил, какая соль стоит у меня на полке - оказалось, что именно из Бе. Теперь каждый раз, когда беру в руки пачку, я вспоминаю об этой поездке.



Всего час езды от дома, и столько всего познавательного.
Tags: швейцария
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments