Андрей (skitalets) wrote,

Что делать, чтобы все успевать

Меня иногда спрашивают, как я все успеваю - учиться, работать, писать в блог, уделять время семье, путешествовать, заниматься спортом и даже иногда спать. Первое, что я отвечаю - это то, что лирический герой данного блога и его автор не есть один и тот же человек. На самом деле автор ленив, инертен и бестолков. Ну а второе - это простые банальные правила, которые уже давно кем-то написаны и хорошо известны. На днях один знакомый человек прислал мне письмо с некоторыми вопросами про тайм-менеджмент, и я в ответ написал практически готовый пост. Который и выкладываю с небольшими корректировками.

Как известно, есть два гуру тайм-менеджмента - Дэвид Аллен и Глеб Архангельский. Первый изобрел гениальную систему "Getting Things Done (GTD)", а второй был первым русскоязычным автором, который стал о ней рассказывать людям, который не говорят по-английски. Все остальное - это, как правило, калька с GTD, поэтому я просто попробую доступным языком рассказать об этой методе.



1. Наша эффективность напрямую зависит от того, насколько свободна или загружена наша голова. Это ключевой принцип GTD, согласно которому ни в коем случае не надо заваливать себя задачами, делами и напоминаниями. Чем меньше в голове, тем лучше мы фокусируемся на выполнение наших дел и мыслях о вечном. Так или иначе все остальные пункты являются продолжением этого постулата.

2. Мой посуду после еды, а не до. Только так она всегда будет чистой. Говоря нормальным языком - по возможности делай дела сразу же, как только они возникли. Это то, чему нас учили родители и учителя в школе, но мы отказываемся в это верить. Если делать уроки в день, когда их задали, то будет больше времени для того, чтобы беззаботно играть футбол, смотреть кино или путешествовать на выходных. Все равно их когда-то надо будет делать, и если сделать это сразу, то чувство вины не будет съедать тебя изнутри.

3. Заведи "список добрых дел". Существуют десятки приложений для iPhone или Android, которые позволят сделать простейший список, который всегда будет с тобой. Только не ставь сложные системы, в которых надо убивать время на то, чтобы создавать сложные структуры проектов с метками, ветвями задач и т.д. Чем проще, тем лучше: создал задачу - выполнил - удалил. Лично я использую Google Task как базу плюс всякие приложения поверх нее с более удобным интерфейсом (например, GoTasks).

4. Избавься от всех "висяков". У каждого из нас есть список вещей, которые мы всегда откладываем "на потом". Починить кран, разобраться в шкафу, отсканировать семейные альбомы. И каждый раз, когда мы натыкаемся на них глазами, нас гложет совесть, которая парализует любую активность в других направлениях. А если их просто взять и сделать в течение одного выходного, то освободится масса энергии и креатива для следующих.

5. Если дело можно сделать меньше, чем за две минуты, сделай его прямо сейчас. Как правило, 90% наших задач выполняются почти мгновенно (звонки, письма, всякие мелочи по дому). Так чего же тянуть?

6. Декомпозируй все сложные дела на множество мелких задач. В списке не должно быть абстрактных вещей типа "подать декларацию в налоговую". Должны быть простые и понятные дела, которые желательно сделать меньше, чем за две минуты: "скачать и установить ПО для составления декларации", "запросить на работе справку 2-НДФЛ", "заполнить декларацию", "отправить заказное письмо". Гораздо проще съесть слона, отрезая от него по маленькому кусочку.

7. Кидай мяч на другую сторону. Старайся, чтобы дела не "зависали", и ты максимально быстро от них избавлялся, особенно если речь идет о вовлечении других людей (тем более бюрократии). Чтобы они не накапливались, надо перестать быть "узким местом" и отфутболивать их при первой возможности. Пришло письмо - сразу же отвечай (или сразу же пиши ответ и ставь на отложенную отправку). Пришло рабочее задание - сразу же организуй встречу и распредели полномочия, чтобы люди начинали работать. Таким образом, дела будут делаться без твоего участия.

8. Ищи резервы. Мы порой даже не представляем, сколько у нас на самом деле "свободного" времени. Пока ты бегаешь, можно полчаса слушать аудиокнигу или курс иностранного языка (не говоря уже о метро и пробках). Пока ребенок спит, можно почитать книгу. Или пописать ее, пока коллеги устраивают перекур.

9. Расставляй приоритеты. Как известно, 80% результата приносят всего лишь 20% усилий. В таком случае, лучше сделать на 80% пять дел и достичь в сумме 400%, чем добивать одно единственное на 100% (разве только это дело не приносит вам все ваши деньги). Да и если жить в таком режиме, как советует автор в предыдущих восьми пунктах, то можно с ума сойти. Хотя мне нормально.

10. Наконец, старайся максимально увеличивать количество дел, которые тебе нравятся. Так не надо будет себя заставлять, и продуктивность повысится сама собой.

А вы как своим временем управляете?
 


Tags: мотивация, мысли
promo Buy for 200 tokens
Краткое содержание предыдущих серий (главный пост) skitalets
Если Вы у меня на странице впервые, то Вам - сюда. этом посте собрана вся информация о том, кто я такой, о чем пишу, а также кому и зачем все это…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded  

  • 64 comments
Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →

_delfinchik_

August 14 2012, 12:18:20 UTC 9 months ago

спасибо!
весьма вовремя!

senya_s

August 14 2012, 12:25:19 UTC 9 months ago

Если бы я решил так же структурировать то чем руководствуюсь, получился бы похожий список. Так что подписываюсь.

mary_swanson

August 14 2012, 12:43:56 UTC 9 months ago

Я стала невероятно организованна в последнее время. Почти ничего не храню в голове. Мне помогает всего один пункт – делать все сразу. Даже сложное. Поэтому я вспоминаю себя 5–10-летней давности и смеюсь, когда часто звучал вопрос – Как заставить себя что-то делать? Как-как? Сядь и делай)
Но бывает, что зарываюсь и ничего не успеваю.
Когда наступает такой момент, я понимаю, что очень много на себя взяла. Не может быть 85 приоритетов.
Если работа занимает по 12 часов в сутки ежедневно (включая дорогу), плюс 8 на сон (я буржуй, да), то в оставшиеся 4 часа очень трудно уместить занятия фитнесом, дом, рисование по стеклу (которое требует еще и подготовки некой), занятия языками, пение, вязание и гонки на картингах. Ну, например) поэтому приходится чередовать. На что-то подзабиваешь сначала, на что-то потом) Главное – разобраться с чувством вины, да)

skitalets

August 14 2012, 12:57:54 UTC 9 months ago

плюсую )

ako_masaya

August 14 2012, 12:47:41 UTC 9 months ago

Да, очень похоже на то, как я свою жизнь организую. Особенно заметно больше времени и сил прибавилось после того, как я доделала все "хвосты" и "долги" и старюсь не разводить новых))) И еще очень важным оказалось не начинать одновременно много дел. Гораздо эффективнее получается, когда "в процессе" находятся 2-3-4 дела - они быстрее доделываются, и сразу можно браться за следующие. Единственное, что пока не получается - совмещать активную деятельность и слушать аудиокниги ( а тем более языковые курсы). Даже в метро не выходит - отвлекаюсь, "не слышу" запись...

vadhor

August 14 2012, 13:10:27 UTC 9 months ago

Я тоже стараюсь следовать методикам прочитанным у Архангельского (у него жж есть, кстати). Но без фанатизма.

Чеклисты, плнирование, контроль параметров, стратегические планы и т.п.

Но вообще ребенок сильно меняет ритм жизни. И это хорошо :)

skitalets

August 14 2012, 13:11:54 UTC 9 months ago

ребенок еще сильнее увеличивает эффективность )

cheshir911

August 14 2012, 13:29:07 UTC 9 months ago

никак не доберусь до gtd, спасибо за изложение.</p>

ps думал у архангельского оригинальная методика

your_efficiency

August 14 2012, 13:37:27 UTC 9 months ago

И что?

не нашли ничего нового?

your_efficiency

August 14 2012, 13:36:09 UTC 9 months ago

Совет заниматься тем, что тебе нравится (№10) - единстве

Это единственный совет, который мне нравится
Но я бы его подредактировал.
Да, производительно можно работать только над тем, что тебе нравится
Да, нужно заниматься тем, что тебе нравится
Не устану повторять мыль Ричарда Баха:
find what most in the world you wanted to do and then do it

Ни в коем случае не увеличивать количества дел, но найти дело, которое тебе по душе, без которого ты не можешь, которым ты готов заниматься даже не за деньги

Кстати, помогите найти из какой книги Ричарда Баха эта реплика
(которую я мог сильно переврать; на да ладно, она мне все равно нравится)

Подробное обсуждение смотрите в моем блоге

mnogoznay

August 14 2012, 14:15:37 UTC 9 months ago

Re: Совет заниматься тем, что тебе нравится (№10) - единст

А мне нравится ходить по ювелирным магазинам! Хороший совет, особенно для женщин... Спасибо!

poruchik

9 months ago

skitalets

9 months ago

poruchik

9 months ago

kajfkajf

August 14 2012, 13:58:05 UTC 9 months ago

Оо, спасибо!) пошла мыть посуду)

azerbouf

August 14 2012, 14:24:32 UTC 9 months ago

Спасибо, как и всегда, никаких секретов нет ;)
И кстати, вам много времени берет написать пост? К примеру у меня на это уходит где-то час, уже не говоря про обработку фотографий, никак не получается это оптимизировать и сделать быстрее. Очень часто кажется что трачу много времени, в пустую.
Весь день сижу на работе за компьютером, а вечером прихожу, и зажусь обрабатывать фотографии и писать пост. Девушка моя злится,а ближе к вечеру осознаю что весь день сижу за компом не смотря на то что делаю полезные (вроде как) вещи. У вас не было такого чувства? И как с ним бороться ?:)
И еще вопрос: посоветуйте, где можно скачать аудиокниги? На работе лекции обычно слушаю, но идея с книгами - понравилась.

skitalets

August 14 2012, 14:50:39 UTC 9 months ago

сложно сказать, т.к. обычно я посты "разбиваю", как слона :) один день фоты обработаю за 20 минут, другой день текст напишу. некоторые посты пишу "подолгу" - начну, и дописываю, как время естью чувство вины есть определенное, конечно, особенно с появлением ребенка. но оно убивается тем, что сейчас я стараюсь писать тогда, когда все уже спят. но тогда вина заменяется недосыпом )

azerbouf

9 months ago

skitalets

9 months ago

azerbouf

9 months ago

alembayev

9 months ago

ryabina_s

August 14 2012, 14:38:09 UTC 9 months ago Edited:  August 14 2012, 14:38:37 UTC

Интересный пост, спасибо! ТМ наше все, в разное время пробовала разные системы хронометража, чтобы понять, куда и на что уходит время. Сейчас пользуюсь им только на работе, чтобы понимать, сколько времени на какие проекты потрачено. Остальную жизнь (кроме работы) разделила на 6 условных областей, и стараюсь планировать дела так, чтобы однозначно не страдали приоритетные области, а в идеале в течение дня уделялось время делам из разных сфер жизни.
И, кстати, с прошедшим Вас!

skitalets

August 14 2012, 14:43:27 UTC 9 months ago

спасибо!

maxim_anisimov

August 14 2012, 14:54:16 UTC 9 months ago

Отличная подборка, прямо очень похоже на мои принципы!

maxim_anisimov

August 14 2012, 15:11:19 UTC 9 months ago

1 Ещё Monotasking. Только одна задача (особенно сложная) в определенный момент времени.
2 Ещё начинать с самого противного / важного (не срочного, а именно важного, highest impact) с утра. И только потом почта и мелочи, срочное и т.п.

com_ilfo

August 14 2012, 16:38:52 UTC 9 months ago

К первому пункту пришел совсем недавно, думаю это некая эволюцию. Т.к. с избытком информации нужно что то делать. Не сразу решаешься просто избавляться от ненужного. Когда с рождения привык все впитывать как губка.
Со вторым пунктом у меня просто. Мама с детства приучила к мойке посуды сразу после еды. Думаю на дела это перелезло также. Ненавижу висяки. Полезным для себя считаю 6-ой пункт. Надо будет переосмыслить в действии.
Четвертый и седьмой слегка пересекаются. Возможно желания 10-ки :)
/// небольшая опечатка в тексте: п.3 - список, который который всегда будет с тобой...
на сайте в п.8 - Пока т_ бегаешь, можно полчаса...
А я своим временем управляю динамически. Каждый год становится все более загруженным. И вчерашняя схема уже становится не эффективной. Многое из перечисленных пунктов применяю, либо хочу применить. Любую задачу подвергаю ранжированию, из чего и вытекает первоочередность реализации. Висяки, забитая голова и другая хандра тянет на дно. При не хватки времени, всегда использую ночное. Как и для работы, так и для собственных нужд. Пока так. Как будет завтра, самому интересно. Я думаю каждый приспосабливается к своим условиям. Можно управлять временем (т.е. выделять и разбивать день на выполнение задач), а можно управлять самими задачами (если это возможно - находить альтернативные решения, которые занимают меньше времени или вообще не занимают твой эфир).

skitalets

August 14 2012, 17:51:40 UTC 9 months ago

управление задачами - это верный подход. лучше делегировать, чем самому делать )

alembayev

August 14 2012, 17:26:29 UTC 9 months ago Edited:  August 14 2012, 17:36:38 UTC

Я тысячу раз говорил себе и реально сделал много, чтобы жить по этим и еще дополнительным "правилам". Когда включаешь мозг на эти десять, остальные сами в голову приходят, как и примеры, как их реализовать. Ну, например, послушать метро: стоит ли спускаться по эскалатору, или все равно придешь к только отошедшему поезду, как приготовить больше еды за один раз, как совместить какие-то дела: очередь и чтение. Хотя все мои примеры какие-то узколобые.

Но во всех этих системах авторы всегда, как мне кажется, ЗАБЫВАЮТ об одной очень важной вещи. Человек - это человек, а не машина, он живет, чувствует и болеет, имеет индивидуальные особенности. Дж. Амен - очень интересный автор таких книг как "Великолепный мозг в любом возрасте", "Измените свой мозг - изменится и жизнь" и т.д. как-то писал, что людям которым не хватает продуктивности часто говорят: "ты мог бы также, но ты просто ленив, тебе нужно побольше упорства". Но вот из его книг видно, что часто многие недостатки: неэффективность, агрессивность, забывчивость, медлительность, отвлекаемость, нестабильность, замкнутость и так далее, часто связаны со сбоями в работе определенных частей мозга. Среди прочего он приводит пример своей дочери, которая усердно занималась учась в школе, тратила много времени, но не была чем-то выдающимся, по его признанию, он решил, что дочь просто не самая умная, но проведя исследование плакал, потому что понял, что у его дочери просто была почти неактивна какая-то часть мозга, после лечения она стала намного более продуктивна и успешна.В общем, рекомендую полистать какую-нибудь из его работ тем, кто не может воспользоваться советом: сядь и сделай, у кого не получается через силу или слишком много приходится через силу. А в список добавить совет - следить за здоровьем, так как это влияет на настроение, работоспособность и эффективность и на всю жизнь.

skitalets

August 14 2012, 17:53:48 UTC 9 months ago

да, можно добавить пункт "занимайся спортом и правильно ешь", тогда у тебя будет здоровый сон, и надо будет тратить на него меньше времени )
разные люди по-разному мыслят и живут, это правда, так что универсальных методик нет. тем не менее, имеет смысл посмотреть и попробовать разные, чтобы найти что-то свое.

fedorovalena

9 months ago

alembayev

9 months ago

alembayev

9 months ago

skitalets

9 months ago

kseleznyov

August 14 2012, 18:02:47 UTC 9 months ago

Отлично!
Начинаю разбираться с GoogleTasks :)

skitalets

August 14 2012, 20:01:33 UTC 9 months ago

Не надо с ними разбираться, ибо интерфейс ужасен ) я их использую лишь потому, что это единственная программа, которую можно синхронизировать с РС (ноутбук), Эппл (айпад) и Андроид (телефон). Если нет требования к мультисистемности, то есть масса других более удобных

com_ilfo

9 months ago

kseleznyov

9 months ago

i4ka

9 months ago

skitalets

9 months ago

i4ka

9 months ago

marat199021

August 14 2012, 19:33:27 UTC 9 months ago

Спасибо большое) Я вот эффективно управляюсь только небольшими этапами, на длительную перспективу не хватает, от того и уныние временами находит)

acentr

August 14 2012, 20:59:36 UTC 9 months ago

Статья замечательная! Спасибо!

mbachi

August 15 2012, 02:38:40 UTC 9 months ago

Спасибо за GoTasks. Перепробовал тучу программ. Поставил эту - очень удачное решение!

dozhdin_ka

August 15 2012, 04:49:10 UTC 9 months ago

за исключением программы для списка задач стараюсь следовать тем же принципам. как съесть слона - по частям - чуть ли не девиз, как в работе, так и в личной жизни. подписываюсь под статьей, все просто и верно. только однажды, мого-много лет назад было трудно заставить себя встать с дивана ))))

dozhdin_ka

August 15 2012, 05:19:01 UTC 9 months ago

кстати, слон домашних дел также съедается по частям, не приемлю понятия "генеральная уборка", все делается постепенно. сеодня мытье сантехники, завтра пылесос, послезавтра помыть полы. мытье окон тоже растягиваю на три дня. в итоге в день тратится 15-20 минут, и всегда чисто!

fedorovalena

August 15 2012, 08:18:19 UTC 9 months ago

Я тоже ненавижу большие уборки. Понемногу- незаметно. Утром пока чищу зубы - левой рукой мою раковину.
Но вообще-то у меня с чистотой напряг, к сожалению. Потому что пачкаем вчетвером, а убираю многие закутки только я. Со временем туго. Когда дома одна ( летом)- да, тогда это срабатывает, потихоньку убираюсь и чистоту поддерживать удается ненавязчиво.

skitalets

9 months ago

moonswhisper

August 15 2012, 06:27:32 UTC 9 months ago Edited:  August 15 2012, 06:28:10 UTC

Спасибо за пост!

Пункт 1 - самый главный, а пукнты со 2 по 7 фактически его раскрывают.
Если преминить его ко все системам тайм-мэнэдэмета, то сразу напрашивается вывод, что использовать из без посторонних усилий человек или организация не смогут (без внедрения - насильственное проникновения в сопротивляющуюуся среду) можно даже не рыпаться.
Но вот последовательно осваивать простые приемы увеличение эффективности ничто не мешает а впоследствии они сами соберуются в оптимальную на момент сбора систему.

В копилку знаний:
Есть два удобных онлайн-сервиса с оффлайновыми клиентами под мобильные ос.
1. Сервис для ведения хронометража - yast.com
2. Сервис управления проектами www.toodledo.com. Под андройдом работу с ним обеспечивает отдельно стоящая программа "DGT GTD" и сервисом синхронизации "DGT GTD toodledo"


ps. вроде бы тут еще блок-схема была..?

skitalets

August 15 2012, 07:17:30 UTC 9 months ago

Была, но удалил, ибо грузит ) я за простоту во всем

fedorovalena

August 15 2012, 08:43:19 UTC 9 months ago

В теории, конечно, все хорошо, но вот у меня , например, ребенок съедает кучу времени ( часто непредсказуемо). Да еще у меня ребенок с дефицитом внимания и тягомотным настроением. Кто с этим не сталкивался меня не поймут. Любое небольшое дело может растянуть на весь день ( уроки, например).Сама делать вообще не будет, поэтому моё присуствие неизбежно.Действует такой настрой и на окружающих. Когда моё время так бездарно тратят, то даже когда оно появляется, то настроя бежать и что-то делать уже часто и нет.:-((

Про хвосты. Они мне на нервы очень давят. Но постоянно есть. Многочисленные. Как избавиться, не знаю - очень много. Хотя заметила, что если регулярно начинаю разгребать их уже от этого настроение повышается.От всех вряд ли избавлюсь, но вот от части можно. Пошла разгребать :-))

Из моих находок по поводу экономии времени ( ничего нового, конечно, но все же)

1.Стараюсь дома не включать даже комп. Фотки, отчеты, просмотр сайтов - только на работе. К счастью, работа позволяет пару часов в день потратить "на личное" и раб. день с жестким графиком ( все равно отсиживать надо). Даже если хочется дома посмотреть что-то - обычно не разрешаю себе - могу зависнуть надолго, а времени дома мало.Звонки друзьям тоже стараюсь сделать с работы - чтобы вечером не отвлекали. И всем об этом говорю - чтобы звонили в раб. время.

2. Книги читать стараюсь только на английском. Медленно, тяжело, но зато обучение идет невольно. Читаю в основном в метро.

3. С прошлого года смотреть кино стала тоже либо в метро, либо не более часа перед сном. Большего себе не позволяю. Конечно, смотрю немного, но с другой стороны вполне достаточно, чтобы не считать себя отставшей от жизни. Телевизор не включаю.

4. дочка подросла, поэтому теперь стараюсь параллельно с ней тренироваться. По возможности беру и собаку, хотя это хлопотно, но все довольны и экономия времени.


Вообще я сама ( когда не завишу от окружающих) - то сама собранность и могу переделать кучу дел. А если что-то выбьет - могу и зависнуть. Вообще да, у меня слишком много дел " в разработке". Стараюсь выделять самое главное на данный момент. Когда это удается - все отлично разруливается. Удается не всегда сосредоточиться на одном. Вот тут засада.
Но за пост - спасибо! Буду думать над вопросами оптимизации и действовать.

madr1d

August 16 2012, 05:46:38 UTC 9 months ago

спасибо за компилляцию. добавлю в избранное.

у нас на работе есть корпоративная газета - там начали публиковать эту книгу по главам.

ocherno

August 16 2012, 08:15:13 UTC 9 months ago

Согласна с автором поста. А еще порой неплохо делать ревизию в голове дабы оценить, а так ли тебе важны те дела и проекты, которые съедают большинство твоего времени. Возможно некоторые уже себя исчерпали, и дальнейшая трата усилий на их достижения не приносит ничего хорошего, а значит пора заняться чем-то новым...

lev_snezhny

August 16 2012, 22:22:06 UTC 9 months ago

спасибо за пост.
стараюсь делать все сразу, как только возникла необходимость, хотя это бывает трудно.
и очень люблю запускать несколько процессов одновременно (простой пример с работы - пока открывается отчет на компе, копирую документы и наливаю кофе итп)

skitalets

August 16 2012, 22:25:15 UTC 9 months ago

мультизадачность - отличный принцип. я постоянно так живу, особенно утром, когда куда-то опаздываю )

supersimetry

8 months ago

skitalets

8 months ago

supersimetry

8 months ago

Previous
← Ctrl← Alt
Next
Ctrl →Alt →